Аннотация
к
рабочей программе по учебному предмету
«Фортепиано».
(«Хоровой класс») (ПО.01.УП.02)
В последние годы объем музыкальной
информации необычайно возрос. Несомненно, этот музыкальный поток оказывает
значительное влияние на формирование интересов и вкусов детей. Необходимо с
раннего возраста заложить в ребенке прочный фундамент хорошего музыкального
вкуса, основанного на лучших образцах мировой музыкальной культуры. В этом
случае ребенок сможет интуитивно оценить самые разные формы музыкального
искусства, откликаясь только на его высокие проявления. Фортепиано как
инструмент, не имеющий себе равных по возможностям воплощения в звуке
произведений практически всех существующих музыкальных жанров, играет
незаменимую роль в процессе музыкального образования.
Данная программа по предмету «Фортепиано»,
опирается на ФГТ, утвержденные приказом Министерства культуры
от 12.03.2012г. Программа «Фортепиано»
направлена на творческое, эстетическое,
духовно-нравственное развитие обучающихся, на создание основы для приобретения
обучающимися исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и
постижению музыкального искусства.
Программа
рассчитана на восьмилетний срок обучения. Она предполагает использование
методик преподавания, отражающих специфику возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся. Создавая рабочую программу и составляя индивидуальные
планы учащихся, можно использовать
предложенные материалы достаточно гибко. Программа рассчитана на обучение детей
поступающих в возрасте от 6,5 лет до 9 лет.
Максимальная нагрузка по специальности по восьмилетнему обучению - 1218
часов, на самостоятельную работу -889 часов, на аудиторные занятия
(индивидуальные) -329 часов.
Зачёты, контрольные уроки проводятся раз в полугодие: в 2,4,6,..,12,15 за счёт аудиторного времени. Экзамен проводятся в 14 полугодии за пределами аудиторных учебных занятий, т.е.
по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной
(экзаменационной) аттестации. Задача педагога -
создание условий для профессионального музыкального образования, эстетического
и духовно-нравственного воспитания детей. Педагог должен способствовать
приобретению учениками навыков творческой деятельности, а так же научить их
планировать свою домашнюю работу, осуществляя самостоятельный контроль своей
учебной деятельности, сформировать умение находить наиболее эффективные способы
достижения результата. На протяжении всего срока обучения необходимо
развивать у детей личностные качества, которые помогут им осваивать учебную
информацию в соответствии с программными требованиями.
С помощью педагога, обучающиеся должны
реализовать свои музыкальные и творческие способности, научиться самостоятельно
воспринимать и оценивать культурные ценности, овладеть навыками игры на
фортепиано и знаниями, которые дадут возможность исполнять музыкальные произведения
в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми
традициями. Для достижения хороших результатов ученику надо научиться
объективно оценивать свой труд, анализировать удачи/неудачи проделанной работы,
успешно взаимодействовать с преподавателями и другими учащимися.
Основной формой
учебной и воспитательной работы по предмету «фортепиано» является урок в форме
индивидуального занятия.
На хоровом отделении (8-ми летнее обучение): 1-6 классы - 1ч. в
неделю, 7-й, 8-й класс - 2ч. в неделю.
На раннем этапе обучения возможны и
мелкогрупповые уроки с несколькими обучающимися одновременно. Это помогает
расширить кругозор обучающихся, а также ознакомить их с ансамблевой игрой.
В одном и том же классе программа рабочих
и итоговых произведений может
значительно отличаться по уровню сложности в зависимости от способностей учащегося. В работе над репертуаром педагог
должен иметь произведения для
концертного исполнения, а также произведения для работы в классе или
ознакомления. Продвижение ученика во многом зависит от регулярности и качества
домашних занятий. Поэтому очень важно научить учащегося самостоятельно работать
и рационально использовать время, отведённое на домашнюю подготовку к урокам.
Самостоятельная работа обучающихся также
включает в себя такие виды внеаудиторной работы, как: выполнение домашнего
задания, посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов,
музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и
культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения
Цель
программы:
Формирование у обучающихся
хорового отделения умений и
навыков в области музыкального искусства, необходимых для будущего музыканта.
Задачи:
- прививать обучающимся знания, умения и навыки игры на фортепиано, позволяющие исполнять музыкальные произведения в
соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми
традициями;
- воспитывать
у детей культуру сольного и ансамблевого
музицирования;
всячески содействовать приобретению детьми
опыта творческой и концертной
деятельности;
- способствовать
овладению детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
-индивидуально
осуществлять музыкальное развитие каждого ученика;
-способствовать овладению основными
пианистическими приёмами игры на инструменте, развитию музыкального слуха и
памяти, чувства ритма;
-научить ученика
самостоятельно разбирать и грамотно выразительно исполнять на фортепиано
произведения;
-сформировать у
него навык чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования простых
хоровых партитур;
- сформировать пианистическую
базу для дальнейшего самостоятельного музыкального развития;
- выявлять и готовить одаренных детей к поступлению в
образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства.
Необходимым
условием для реализации данной программы является воспитание детей в творческой
атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости, а также профессиональной требовательности.
Основные
технологии и принципы реализации программы
Научно-педагогической основой организации занятий являются
личностно-ориентированные технологии, в центре внимания которых – личность
ребенка, стремящаяся к максимальной
реализации своих возможностей. В
основу деятельности этого отделения
взяты педагогические технологии, направленные на формирование
общекультурных компетенций обучающихся:
§
личностно-ориентированная технология;
§
технология развивающего обучения;
§
технология компетентностного и деятельного подхода;
Личностно-ориентированная технология
- направлена,
на включение обучающихся в процесс
освоения музыкальной культуры своего народа и человечества, формирование
ребёнка, как целостной, духовной,
креативно мыслящей личности;
Технология развивающего обучения
- способствовать
развитию творческого воображения и фантазии ребёнка, раскрытию его эмоционального мира, формированию системы
мотиваций и правильной гражданской
позиции.
Технология
компетентностного и деятельного
подхода
- давать ребёнку необходимые
знания в области музыкального искусства,
учить использовать и применять их на практике, что даёт обучающимся чувство
уверенности в своих знаниях и силе.