Фортепиано

Аннотация

к рабочей программе по учебному предмету

«Фортепиано». («Хоровой класс») (ПО.01.УП.02)

 

     В последние годы объем музыкальной информации необычайно возрос. Несомненно, этот музыкальный поток оказывает значительное влияние на формирование интересов и вкусов детей. Необходимо с раннего возраста заложить в ребенке прочный фундамент хорошего музыкального вкуса, основанного на лучших образцах мировой музыкальной культуры. В этом случае ребенок сможет интуитивно оценить самые разные формы музыкального искусства, откликаясь только на его высокие проявления. Фортепиано как инструмент, не имеющий себе равных по возможностям воплощения в звуке произведений практически всех существующих музыкальных жанров, играет незаменимую роль в процессе музыкального образования.                                                       

  Данная   программа по предмету  «Фортепиано»,  опирается   на ФГТ,  утвержденные приказом Министерства культуры от 12.03.2012г.    Программа  «Фортепиано»  направлена  на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся, на создание основы для приобретения обучающимися исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.

    Программа рассчитана на восьмилетний срок обуче­ния. Она предполагает использование методик преподавания, отра­жающих специфику возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Создавая рабочую программу и составляя индивидуальные планы учащихся, можно  использовать предложенные материалы достаточно гибко. Программа рассчитана на обучение детей поступающих в возрасте от 6,5 лет до 9 лет.

     Максимальная нагрузка по специальности по восьмилетнему обучению - 1218 часов, на самостоятельную работу -889 часов, на аудиторные занятия (индивидуальные) -329 часов.         Зачёты, контрольные уроки проводятся раз в полугодие:  в 2,4,6,..,12,15  за счёт аудиторного времени. Экзамен  проводятся в 14 полугодии  за пределами аудиторных учебных занятий, т.е. по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации. Задача педагога - создание условий для профессионального музыкального образования, эстетического и духовно-нравственного воспитания детей. Педагог должен способствовать приобретению учениками навыков творческой деятельности, а так же научить их планировать свою домашнюю работу, осуществляя самостоятельный контроль своей учебной деятельности, сформировать умение находить наиболее эффективные способы достижения результата.                                                                                                       На протяжении всего срока обучения необходимо развивать у детей личностные качества, которые помогут им осваивать учебную информацию в соответствии с программными требованиями.

    С помощью педагога, обучающиеся должны реализовать свои музыкальные и творческие способности, научиться самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности, овладеть навыками игры на фортепиано и знаниями, которые дадут возможность исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Для достижения хороших результатов ученику надо  научиться объективно оценивать свой труд, анализировать удачи/неудачи проделанной работы, успешно взаимодействовать с преподавателями и другими учащимися.

       Основной формой учебной и воспитательной работы по предмету «фортепиано» является урок в форме индивидуального занятия.

     На хоровом отделении (8-ми летнее обучение):   1-6 классы - 1ч. в неделю, 7-й,  8-й  класс - 2ч. в неделю.

      На раннем этапе обучения возможны и мелкогрупповые уроки с несколькими обучающимися одновременно. Это помогает расширить кругозор обучающихся, а также ознакомить их с ансамблевой игрой.

     В одном и том же классе программа рабочих и итоговых  произведений может значительно отличаться по уровню сложности в зависимости от способностей  учащегося. В работе над репертуаром педагог должен иметь  произведения для концертного исполнения, а также произведения для работы в классе или ознакомления. Продвижение ученика во многом зависит от регулярности и качества домашних занятий. Поэтому очень важно научить учащегося самостоятельно работать и рационально использовать время, отведённое на домашнюю подготовку к урокам.

 Самостоятельная работа обучающихся также включает в себя такие виды внеаудиторной работы, как: выполнение домашнего задания, посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения

Цель программы: Формирование у обучающихся  хорового отделения  умений и навыков в области музыкального искусства, необходимых для будущего музыканта.

Задачи:

прививать  обучающимся знания, умения и навыки  игры на фортепиано, позволяющие  исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

воспитывать у детей культуру  сольного и ансамблевого музицирования;

 всячески содействовать приобретению детьми опыта творческой и концертной  деятельности;

способствовать овладению детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

-индивидуально осуществлять музыкальное развитие каждого ученика;

 -способствовать овладению основными пианистическими приёмами игры на инструменте, развитию музыкального слуха и памяти, чувства ритма;

-научить ученика самостоятельно разбирать и грамотно выразительно исполнять на фортепиано произведения;

-сформировать у него навык чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования простых хоровых партитур;

- сформировать пианистическую базу для дальнейшего самостоятельного музыкального развития;

 -  выявлять  и готовить одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Необходимым условием для реализации данной программы является воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.

 

     Основные технологии и принципы  реализации  программы

    Научно-педагогической основой организации занятий являются личностно-ориентированные технологии, в центре внимания которых – личность ребенка, стремящаяся  к максимальной реализации своих возможностей. В основу деятельности этого отделения  взяты педагогические технологии, направленные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

§     личностно-ориентированная технология;

§     технология развивающего обучения;

§     технология  компетентностного  и деятельного подхода;

     Личностно-ориентированная технология -  направлена,    на включение обучающихся в процесс  освоения музыкальной культуры своего народа и человечества, формирование ребёнка, как целостной, духовной,  креативно  мыслящей личности;

    Технология развивающего обученияспособствовать развитию творческого воображения и фантазии ребёнка,  раскрытию  его  эмоционального мира, формированию системы мотиваций и правильной  гражданской позиции.

    Технология  компетентностного  и деятельного подхода - давать ребёнку необходимые знания  в области музыкального искусства, учить использовать и применять их на практике, что даёт обучающимся чувство уверенности   в своих знаниях и силе.